По памятным местам Москвы

ТПО СЗАО30.03.20211min3410

И снова вместе! По памятным местам Москвы.

В погожий солнечный денек с ароматом весны учителя-ветераны СЗАО собрались на традиционном месте у метро «Щукинская». Все были несказанно рады видеть друг друга после пяти месяцев «самоограничения в карантине» и новые лица коллег, пополнивших наши ряды педагогов – ветеранов.

Нет, мы не успели забыть друг друга, – общаясь в социальных сетях. Мы поучаствовали в конкурсе стихов, побывали на елках у коллег и даже виртуально были «приглашены к новогоднему, праздничному столу». Порадовались рукоделию наших учителей – мастериц открывшимся у них с выходом на пенсию талантам, творчеству и активности.

Мы отправились на экскурсию в Дом Пашкова, в знаменитую Румянцевскую библиотеку. Дом Пашкова, возвышающийся на Ваганьковском холме, на пересечении улиц Моховой и Знаменки, является одним из архитектурных символов Москвы. Построен «дом» по заказу первого владельца, Петра Егоровича Пашкова, денщика Петра I, в 1784-1786 годах знаменитым зодчим Василием Ивановичем Баженовым. Волшебный замок, сказочный особняк предстает легким и воздушным из мира грез. Здание с портиками, нарядными украшениями, колоннами и устремленным вверх бельведером, воспринимается как монументальная скульптура, водруженная на пьедестал. Чудесный сад с каменными бассейнами и фонтаном, окруженный чугунной решеткой, за которой прохаживались диковинные птицы, привлекал десятилетиями московский люд поглазеть. Здание перестраивалось неоднократно, реконструировалось после пожара 1812 года, а последний раз уже в 20-х годах 21 века.

В 1861 году в Доме Пашкова были размещены коллекция и библиотека Румянцевского музея, названная по имени его основателя, государственного канцлера, графа Николая Петровича Румянцева. Все, собранное им, он завещал «на пользу Отечеству и благое просвещение». Эти  строки завещания выбиты над входом в Румянцевский читальный зал, в Доме Пашкова. Собрание рукописей и печатных книг (28512 книг, 710 рукописей и рукописных книг) положило начало истории Российской Государственной библиотеки, ныне второй в мире по количеству единиц хранения после библиотеки Конгресса в США.

Мы прошлись по залам Дома. Главный читальный зал с его богатой лепниной, скульптурными фигурами кариатид, расположенных не традиционно вертикально, головой поддерживая перекрытие, а горизонтально на самом потолке, поддерживая его всей своей фигурой. Таким он стал после реконструкции 1913 года и дошел до нас. Из его окон полюбовались открывающейся панорамой Кремля и историческим центром столицы, Боровицкой площадью и памятником Святого Владимира. Побывали в трех отделах библиотеки: рукописей, картографии и в нотном отделе. Традиционные каталожные ящички выполняют свою миссию, как и прежде. В них можно отыскать карточку с нужной рукописью, заказать и получить ее, но при наличии справки, подтверждающую потребность работы с данной рукописью. Высокие шкафы с книгами на двух ярусах в свободном доступе для читателя, а среди них шкаф из семьи Пушкиных, переданный Румянцевскому музею сыном А.С. Пушкина Александром Александровичем с частью рукописей. В читальном зале отдела рукописей парадный портрет основателя библиотеки графа Н. П.Румянцева. Барельеф, копия камеи с могилы отца графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского в Киево-Печерской Лавре, нас встречает на стене лестницы, ведущей в читальный зал. Скульптура читающей девушки, одна из копий итальянского мастера Пьетро Маньи, удивительно тонко передает ее изящество и камерность настроения погружения в чтение. Задумчивый Спиноза, утверждавший, что «свобода есть познанная необходимость», сидящий в глубоком кресле, отлитый скульптором Марком Матвеевичем Антокольским, сюжетно напоминает мраморную скульптуру другого философа – Вольтера, французского скульптора Жана Антуана Гудона.

В центре зала картографии находится удивительный «Глобус ацтеков», выполненный Константином Владимировичем Деевым в 2006-2007гг. из подсобных материалов в собственной мастерской и подаренный музею. Глобус стоит на панцире черепахи, символизирующий стихию Земли, Вселенную и Время и обвит от южного до северного полюса оперенным змеем, создателем мира, символом мудрости у ацтеков.

Карта России на стене, с изображениями в национальных костюмах коренных народов страны свидетельствует о многонациональном характере нашей державы. В нотном отделе, небольшом зале, на стоящем скромно в уголке рояле можно воспроизвести музыку, по хранящимся нотам разных столетий. Последнее музыкальное произведение исполнено по нотам Чичагова. «Соломея с головой Иоанна Крестителя», выполненная в бронзе Екатериной Ивановной Беклемишевой исполняет танец смерти в одном из уголков третьего этажа. Чугунные лестницы в переходах флигелей, по всей видимости, каслинского литья, ажурны и довольно легки в восприятии. Заметим, что отливаются они целиком.

Покидая музей, мы слышали: «Это были душевный восторг от встречи с прошлым, с красотой настоящей». «Сколько новостей, сколько эмоций, день удался»!

До новых встреч и путешествий!

В.В. Воробьева,  председатель объединения ВПТ Школы № 1522 им. В.И.Чуркина.

Рубрики

Оставить ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *